Многие родители слышали, что ребенка нужно любить, безусловно. Но, тем не менее, их беспокоит вопрос: «А как же воспитание? Если ребенка любить всякого, так он и на шею сядет, вырастет эгоистом, считающим, что ему всё позволено». Бывают случаи, когда родителей бросает из крайности в крайность. В зависимости от выбранного стиля воспитания, мамы и папы либо держат детей в ежовых рукавицах, либо растят по принципу «лишь бы ребенок не плакал». И в том, и в другом случае неизбежны проблемы. Ребёнок либо рискует вырасти безынициативным, флегматичным, запуганным; либо – капризным, агрессивным, не признающим авторитета родителей. Что же делать? Как найти ту самую золотую середину? Любить ребенка – значит, безусловно принимать его, но в то же время, помогать ему меняться, развиваться, расти. Как проявлять свою любовь к ребёнку? Правильное общение – это такое общение между ребенком и его родителями, когда слова не нужны. Умение сказать без слов – свидетельство истинного и глубокого понимания. Как начать? Начать лучше всего с общего, разговор о нём в семье, в стиле спокойной беседы. Необходимо, чтобы Вы хотели идти навстречу интересам ребёнка. Ваш главный помощник—активное слушание. 1 стадия. Услышьте проблему ребёнка, позвольте ему проговорить её. 2 стадия. Начните разговор с вопроса: «Как же нам быть?». Дайте ребёнку возможность предложить решение первым и только затем предложить свои варианты. 3 стадия. Каждый вариант решения обсуждайте совместно. Оцените предложенные решения и выберете наилучшее. 4 стадия. Детализируйте принятое решение. Разбейте его по плану. Заключите с ребёнком «двусторонний договор» по реализации данного плана. 5 стадия. Контролируйте на первых порах выполнения договорных условий, задавая вопросы «Ну как у нас дела? Получается ли?» Как помочь детям с нарушениями в общении? Если ребёнок агрессивен. Попытайтесь понять причину его агрессии. Помните, что существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Важно, чтобы ваш ребёнок тоже понял эту разницу. Научите его вежливо просить что либо. Цените его мнение. Постепенно учите ребёнка управлять своими чувствами и адекватно выражать свои переживания. Если ваш ребёнок часто врёт. Помните, что дети лгут, чтобы избавить себя от осуждения и критики. Ребёнок должен быть уверен, что родители всегда рассеют его страхи, растолкуют всё непонятное и помогут преодолеть мучающую проблему. Если ваш ребёнок драчлив. Объясните детям, что для решения их проблем существуют и другие пути. Покажите мирные способы разрешения конфликтных ситуаций. Если ваш ребёнок застенчив. Постарайтесь проникнуть во внутренний мир ребёнка, поговорите с ним, узнайте, как вы можете помочь ему чувствовать себя более удобно в обществе других людей. Но не пытайтесь втянуть ребёнка в ситуацию, к которой он не готов. Чтобы преодолеть детскую застенчивость, необходимо делать маленькие шаги. Не позволяйте детям из-за их стеснительности отказываться от выполнения необходимых дел. Если у вас назойливый ребёнок. Дети, требующие особого внимания, часто неуверенны в себе. Покажите ребёнку, что вы его любите и верите в то, что он может выполнять работу самостоятельно. Объясните, что ваше время принадлежит не только ему. Научите его уважать чужие чувства и желания. Почему дети ведут себя так, а не иначе? Поведение ребёнка регулируется некоторыми законами поведения. Ребёнок выбирает определённое поведение в определённых обстоятельствах. Одна из потребностей ребёнка – ощущать себя причастным к этой жизни. ощущать себя умственно и физически полноценным; уметь строить приемлемые отношения со сверстниками и взрослыми; уметь вносить свой вклад в жизнь семьи и школы. Чаще всего за «выходками» ребёнка, стоит одна из четырёх целей. привлечение внимания, демонстрация своей власти, месть, избегание неудач. В детстве важнейшим состоянием ребёнка является ощущение своей защищённости. Для этого родители должны помочь своему ребёнку. Вырабатывайте у него положительную самооценку. Прививайте навыки общения. Как можно чаще разговаривайте с ним, выслушивать личное мнение. Что вы можете сделать, чтобы общение с ребенком приносило радость, а воспитание – положительный результат: Безусловно принимать ребенка Активно слушать его переживания и потребности Бывать вместе (читать, играть, заниматься) Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется Помогать, когда просит Поддерживать успехи Делиться своими чувствами (значит доверять) Использовать в повседневном общении приветливые фразы Обнимать не менее 4-х раз в день И самое важное! Даже самый «трудный ребенок» обладает достойными качествами для похвалы. Похвалы разумной и мудрой. Отыскивая в своем ребенке такие качества, мы формируем у ребенка адекватную самооценку, обращаем внимание ребенка на поведение, которое мы рады приветствовать, всякий раз, когда оно имеет место. И наши дети растут здоровыми и успешными! Овечкина С.В., педагог-психолог