Как подготовить кровного ребенка к появлению приемного

Отношения между братьями и сестрами — одна из самых важных связей, поддерживаемых людьми в течение всей жизни. Сформированные в детстве отношения, как правило, сохраняются дольше, чем любые другие значимые: с родителями или партнерами. В подростковом возрасте отношения с сиблингами трансформируются. Братья и сестры могут стать для подростков серьезной поддержкой, «тренажером» для развития навыков ответственности и заботы и объектом привязанности на долгие годы. Опыт, получаемый в сиблинговых отношениях, является основой для формирования персональной идентичности и расширяет диапазон знаний об окружающем мире. Потребность в том, чтобы у ребенка появился брат или сестра, является одним из мощных мотивов при принятии решения об усыновлении или опеке над ребенком.

В.Н. Ослон является разработчиком одной из первых в России моделей реорганизации детских домов в центры по семейному жизнеустройству детей-сирот. Автор в своем исследовании доказала преимущества семейных форм воспитания для благоприятного развития и социализации детей-сирот. Она разработала стратегии психологической помощи замещающим семьям. На основании результатов исследования, она детально описала  вопросы подготовки семьи к приему ребенка. Автор ставит одну из важных задач – обучение для потенциальных замещающих родителей,
так как им необходимы профессиональные компетенции для данного направления деятельности, чтоб максимально обеспечить безопасную, в том числе и психологически безопасную среду для воспитания, развития детей-сирот в условиях проживания в замещающей семье.

В.Н. Ослон выделяет направления подготовки ребенка и принимающей семьи:

1) подготовка базисной семьи к приему ребенка;

2) подготовка ребенка к приему;

3) подготовка семьи и ребенка к совместной жизни;

4) подготовка других членов семьи к приему ребенка;

5) подготовка ребенка к жизни в семье;

6) терапевтическая работа с семьей и ребенком.

В каждом направлении имеются свои задачи и технологии.

В работе с потенциальными замещающими родителями следует обращать внимание на необходимость обсуждения решения с кровными детьми. Стоит обсуждать ожидания детей от предстоящих перемен и того, каким будет новый ребенок в семье, рассказывать им о том, с чем придется столкнуться в реальности, насколько она будет отличаться от ожиданий. Было бы полезным предварительное знакомство детей, совместные занятия. Также родителей стоит информировать о том, что кровные дети сталкиваются с амбивалентными чувствами в данной ситуации. Важно доносить до родителей, что детям необходимо создавать пространство для выражения негативных чувств, в виде открытых и поддерживающих разговоров о предстоящих переменах.

Поэтому, наряду с психологической подготовкой замещающих родителей, необходимо готовить кровных и ранее принятых приемных детей к приходу в семью вновь принимаемого ребенка, что, несомненно, снизит риски семейного неблагополучия, риски жестокого обращения, повторных отказов и будет способствовать толерантному отношению всех членов семьи к принимаемому ребенку.

В процессе совместного проживания и взаимодействия конфликты между приемными и кровными детьми неизбежны. Немаловажной и достаточно острой является проблема взаимоотношений приемного ребенка с кровными детьми приемных родителей. Выделяют несколько типов взаимоотношений между детьми:

1) кровный ребенок адекватно воспринимает приемного ребенка, поддерживает своих родителей в их решении взять на воспитание приемного ребенка;

2) кровный ребенок проявляет по отношению к приемному ребенку равнодушие, игнорирует его, демонстративно не замечает его присутствия;

3) между кровным и приемным ребенком складываются враждебные отношения, которые сопровождаются частыми конфликтами, доходящими до издевательств и драк.

При подготовке кровных детей к приходу приемного ребенка, важно обращать внимание на следующие моменты:

— при помещении в семью ребенка-сироты, благоприятнее будет, если кровный ребенок будет старше, чем принимаемый. Небольшая разница в возрасте поможет детям найти общий язык и интересы. Взаимопонимание легче будет найти однополым детям.

— при помещении в семью ровесника, дети могут воспринимать друг друга, как конкуренты, что может спровоцировать конфликты и детскую ревность.

— на подготовку единственного ребенка родителям потребуется больше времени и ресурсов, т.к. у него нет опыта взаимодействия с детьми в семье.

— кровный ребенок, находящийся в периоде возрастного кризиса (кризис 3х лет, подростковый кризис и др.), будет острее реагировать на изменения состава семьи, что усложнит период адаптации семьи.

Прежде чем принимать приемного ребенка важно выстроить гармоничные отношения с кровным ребенком (проявлять терпение, мудрость, избегать конфликтов).

Важно, чтоб ближайшее социальное окружение семьи, те взрослые, кто включен в воспитание детей (бабушки, дедушки, тети, дяди), а не только родители, сами были положительно настроены к принятию ребенка-сироты в семью. Согласованность всех взрослых помогает психологически «настроить» кровных детей.

Важно ответить на вопросы: «зачем это нашей семье?», «как мы будем существовать дальше?»

При неправильной родительской мотивации принятия в семью ребенка (родители хотят, чтобы приемный ребенок стал братом или сестрой родному, чтобы родной не рос эгоистом; желание воспитать у родного ребенка эмпатию) может привести к отторжению данной идеи у кровного ребенка. Данная мотивация говорит о не реалистичных представлениях взрослых, при этом возникают предпосылки пренебрежения потребностям детей.

Для более легкого принятия родным ребенком приемного надо обращать внимание на схожесть и различие темпераментов, личностных особенностей. Родителям важно, выяснить у  кровного ребенка его опасения и ожидания, ответить на все беспокоящие его вопросы, рассеять сомнения, помочь адекватно посмотреть на ситуацию.

Основная задача  приемных родителей — снять напряжение и показать родным детям, что все под контролем, что с приходом нового члена семьи, семья не теряет, а приобретает новый важный жизненный опыт.

Важно обсуждать новый уклад семьи, правила, традиции. В зависимости от возраста принимаемого ребенка, правила, уклад семьи может изменяться, о чем кровный ребенок должен быть осведомлен. Объясните, где кровный ребенок сможет уединиться, определите ему личное пространство. Доброжелательные отношения в детской подсистеме возможны, только если потребности и интересы приемного ребенка не будут противоречить потребностям и интересам кровного. Желание сделать счастливым приемного ребенка не должно ухудшать качество жизни кровного ребенка или угрожать его безопасности.

Данные рекомендации помогут при подготовке кровных детей, либо ранее помещенных приемных детей в семью для безопасного проживания, снижения рисков семейного неблагополучия, рисков жестокого обращения, вторичных отказов от детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При написании статьи использовалась следующая литература:

  • Ослон В. Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья.
  • Матосова, Е. Ю. Сиблинги, давайте жить дружно! Или как ребенку завоевать место под солнцем среди братьев и сестер в приемной семье. Вне фокуса: на что не хватает внимания в семейном устройстве.
  • Самойловская А. Н., Чеботарева Е. Ю. «Психология и психотерапия семьи»

Овечкина С.В., педагог-психолог