Кризис подросткового возраста – один из самых сложных периодов, как для ребенка, так и для его родителей. Как найти общий язык с подростком, помогут ли запреты и что делать, если поведение становится опасным – отвечает психолог. Как правило, в этом возрасте сильно меняются его отношения с взрослыми. Родители и учителя перестают быть безусловным авторитетом: поэтому подросток может быть грубее, не прислушиваться к советам, закрываться и отдаляться от семьи. Опыт взросления у всех разный: у кого-то подростковый этап начинается раньше, у кого-то – позже. Поэтому универсальных стадий развития кризиса подросткового возраста нет. Но есть типичные особенности: если родители знают о них, то им легче понять, как помочь ребенку. В этом возрасте подросток начинает размышлять о разных аспектах жизни и испытывать ощущение, что его никто не понимает. Начинает казаться, что поведение окружающих напрямую связано с его поступками, а мир вращается вокруг него. В организме происходят гормональные изменения — из-за этого не только меняется физическое состояние, но и происходят частые перемены в настроении. Подросток может стесняться своих проблем с кожей или переживать, что растет, не так быстро, как его ровесники. Границы «хорошего» и «плохого» размываются — подростки могут подвергать сомнению правила, которых раньше придерживались, и сознательно нарушать их, чтобы увидеть, какие будут последствия. Быть родителями подростка бывает очень трудно. Даже если вы будете следовать всем советам, вы все равно можете ссориться и сталкиваться с непониманием. Не пытайтесь постоянно его контролировать – важно дать самостоятельность. Часто, воспитывая ребёнка, пытаются за всем уследить, всё проверить. К подростковому возрасту дети уже очень много могут контролировать сами. Если чувствуете, что ваш ребёнок не может этого делать, стоит уделить больше внимания развитию чувства ответственности, а не тотальному контролю. Будьте интересны себе и ему, любите себя, говорите о себе Если у родителя разносторонние интересы, с ним есть о чём поговорить, общаться с ним намного интереснее. Если он рассказывает истории из жизни, о своём детстве, случаи на работе – это интересно слушать! Не оценивайте. Не стоит всегда говорить ребёнку «что хорошо, а что плохо». Причём, здесь не важно, сколько вашему ребёнку лет. Учитесь просто «болтать», общаться, смеяться. Беседа с ребёнком — не всегда воспитание. Учитесь слушать. Часто к нам обращаются родители с вопросом – почему подростки им ничего не рассказывают. На самом деле, рассказывают. И про то, что им интересно, и про свои желания. Но вы часто отрицаете, или осуждаете то, что близко подросткам. Знакомы фразы «это всё глупости» или «занялся ли бы ты чем-то полезным»? Не отрицайте чувства и эмоции подростка. Он чувствует то, что чувствует. Его не надо переубеждать. Просто выслушайте, не оценивайте, поддержите. Не стоит говорить «не бойся экзамена», «где же ты устал – весь день ничего не делал», и т.д. Причём, это не значит, что всё нужно спускать с рук. Но попросить помочь можно и по-другому: «Я понимаю, что ты устал. Но я тоже. Давай вместе сейчас …» Любите и давайте чувство безопасности. Он должен знать, что мама и папа его любят. Дома ждут. Всегда, что бы ни случалось. У него есть надёжный тыл и поддержка. Что бы ни происходило, помните о том, что, если вы стараетесь услышать и понять подростка и заботитесь о нем — вы хороший родитель. Многие сложности, такие как споры, обо всем на свете, необходимо пройти, чтобы помочь ребенку повзрослеть. Успехов Вам в Вашем нелегком труде! педагог-психолог службы сопровождения в Омутнинском районе, Катаева Ирина Леонидовна