Особенности волевого развития у младших школьников

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни ребенка. К семи годам у дошкольников начинает формироваться произвольное поведение и воля.

Произвольное поведение — это сознательное поведение, в основном определяемое поставленной целью и образованным намерением. Сюда же относятся и автоматизированные действия, когда человек действует как бы автоматически, не задумываясь над тем, что он делает. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. Учебная деятельность способствует развитию произвольности познавательных процессов — произвольного восприятия, произвольной памяти, произвольного внимания и других процессов. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением: он должен выполнять то, что ему не хочется. Даже дома ради выполнения домашних учебных занятий ребенок должен отказаться от игры, прогулки и прочего удовольствия. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказаться. Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью, в данное время учебные заведения не всегда справляются с этой задачей. Хотя учебная деятельность с самого начала обучения должна приобрести для ребенка личностный смысл: она должна быть для него интересной и он должен понимать, зачем ему лично это нужно, а вот это желание должны подкреплять родители: игрой, примерами из своей жизни, фильмами об интересной школьной жизни и др.

Младшему школьнику нередко недостает понимания цели его учебной деятельности, поэтому она мало мотивирована и выполняется не на основе его намерения, а по велению, волеизъявлению взрослых. Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать? Родители должны мотивировать ребенка, чтобы у него самого появлялось желание решить интересную задачу, научиться писать, читать, рисовать. Трудности, которые неизбежны в учебной, как и в любой другой, деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно-значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, взрослее. Такое преодоление трудностей будет способствовать формированию самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а не учусь, потому, что меня заставляют, от меня этого требуют. Руководство взрослых необходимо для развития воли ребенка, но при этом акцентировать внимание надо на развитии собственной произвольной активности ребенка, направляя, мотивируя эту активность учебной деятельностью. Детские писатели прекрасно знают психологию детей, для которых и о которых они пишут. Так, Н. Носов в повести «Витя Малеев в школе и дома» показал, какая путаница в представлениях о воле происходит у младших школьников: они очень хотят стать волевыми, но не знают, как это сделать. Итак:

  • нельзя судить о силе воли школьников на основании только эффективности деятельности (самый быстрый или сильный ученик – это еще не самый волевой);
  • сила воли не может проявляться одинаково во всех ситуациях (одни дети оказываются более волевыми при преодолении одних трудностей, другие – при преодолении других трудностей).

Проявление воли имеет свои особенности, связанные с возрастом школьников. К третьему классу они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами, они могут проявлять настойчивость в учебной деятельности. Со временем у них формируется выдержка, ослабевает импульсивность, при условии, если отсутствует задержка психического развития. Но родителям надо помнить, что ученики младших классов проявляют волевые качества, в основном, лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, чтобы заслужить расположение к себе взрослых.

И.А.Добрица, педагог-психолог