Пример родителей в воспитании детей

«Детей воспитывает то, чем является

взрослый, а не то, что он говорит»

(К.Г.Юнг)

Личный пример взрослых, в первую очередь родителей, оказывает огромное влияние на развитие и судьбу детей, формирует их самооценку и стиль поведения, облегчает или, наоборот, затрудняет социальную адаптацию. И действительно – дети неосознанно перенимают модели поведения и образ жизни родителей и других значимых взрослых. В своей жизни они будут воспроизводить не то, чему Вы учите, а то, что Вы делаете у них на глазах. Это касается обоих родителей. Очень часто в течение жизни дети неосознанно следуют образцу родителя своего пола, а себе в пару выбирают партнера, имеющего качества, схожие с родителем противоположного пола. Обратные ситуации встречаются, хотя и реже.

Поэтому, например, для воспитания мальчика гораздо более эффективно проводить с папой время, иметь с ним доверительные отношения, какие-то общие секреты, игры, интересы, чем папины прямые жесткие попытки «воспитать настоящего мужчину». Как раз они-то могут иметь противоположный эффект.

Родителям стоит избегать грубого и жестокого обращения с ребенком и друг с другом. Это формирует у детей неуверенность в себе, замкнутость или установку решать все проблемы с помощью агрессивных действий. Коллектив сверстников, как правило, отвергает детей с такой моделью поведения, а взрослые регулярно порицают их. В результате ребенок не имеет возможности удовлетворить свои базовые потребности в общении и в уважении. Это по-разному, но всегда печально отражается на развитии и судьбе ребенка: формируется заниженная самооценка, враждебность или страхи, поиск круга общения в компаниях асоциальной направленности и т.д.

И наоборот: теплое и доброжелательное взаимодействие между членами семьи дает ребенку чувство «почвы под ногами», формирует у него спокойную уверенность и дружелюбный стиль общения с окружающими, помогает находить общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми.

Очень помогает ребенку в жизни, если родители личным примером учат его адекватному отношению к неудачам, реагируют на них спокойно, а еще лучше с юмором. Тогда и ребенок в ситуации неуспеха не испытывает отчаяния, не опускает руки. Он в состоянии извлечь для себя необходимый опыт из случившегося, решиться на новую попытку справиться со сложным делом.

Стоит внимательно относиться к своим обещаниям, данным ребенку или другим в его присутствии. Если родители не держат свое слово, то и у ребенка не формируется ответственное отношение к своим обязательствам. А порицания за невыполненные обещания воспринимаются в таком случае как несправедливые.

Не стоит произносить при ребенке бранные слова, которые Вы не желаете услышать из его уст. Опыт показывает, что дети, даже очень маленькие, слушают и запоминают, что говорят взрослые. И могут воспроизвести услышанное даже по прошествии времени, когда Вы не будете ожидать.

То же относится и ко всем сферам повседневной жизни, от банальной аккуратности до отношения к ближнему – ребенок не поймет и не примет как справедливость, если его поругают за то, что позволяют себе делать мама и папа.

Дети учатся жить у самой жизни, поэтому общая атмосфера в семье оказывает определяющее влияние на судьбу ребенка. Очень важно: есть ли в семье тепло, доверие, сочувствие, взаимная поддержка, в каком стиле общаются между собой мама и папа; как они обращаются со своими родителями; как они взаимодействуют с детьми; есть ли у членов семьи установка проявлять уважение к окружающим, приходить им на помощь в сложных ситуациях.

Если ребенок живет в атмосфере конфликтов и взаимной критики – он учится осуждать, если он растет в атмосфере враждебности – он учится быть агрессивным и т. д. Проще говоря, «ребенку очень трудно вести себя прилично, если он никогда не видел, как это делается».

И наоборот: в атмосфере терпимости ребенок учится понимать других; живя в безопасности, он учится верить в людей; в атмосфере взаимной поддержки, он приобретает уверенность в себе и учится поддерживать окружающих; живя в любви, ребенок учится любить.

педагог – психолог службы сопровождения

замещающих семей в Омутнинском районе,

Тверскова Ольга Викторовна