Ответственность одно из ведущих волевых качеств. Чтобы привить ответственность детям, начинайте с себя. Исполняйте задуманное. Не исполнили, не ищите себе оправданий, расскажите ребенку, как вы планируете избегать подобных ситуаций. Планируйте себе списки дел на следующий день, обучите этому ребенка. Не считайте, что какое-то задание не по силам, давайте возможность ребенку вести себя ответственно, однако следите за тем, чтобы ваши ожидания были реалистичными, позволяйте детям ошибаться. Не ошибается тот, кто не делает. Новые задания разбивайте на мелкие этапы и учите ребенка выполнять их один за другим. Если ребенок забыл, то, что должен был сделать, не читайте нотации, пусть он испытает последствия не сделанного. Если ребенок ведет себя ответственно, отмечайте эти поступки. Процесс воспитания ответственности можно разделить на три уровня: 1-й уровень. Ребенок в качестве помощника. Впервые принимаясь за какое-то дело, многие дети нуждаются в моральной поддержке и присутствии взрослого. Хорошо бы вместе накрывать на стол, делать заказ по телефону и т.п. 2-й уровень. Ребенок нуждается в напоминании и контроле. Дети могут забыть что-нибудь или им нужно будет напомнить, что настала их очередь что-то сделать. 3-й уровень. Выполняет задание самостоятельно. Ребенок не только сам выполняет всю работу, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень – цель наших усилий. Составляющие ответственности: 1. Понимание задачи – знание того, что нужно сделать и как это сделать. Что значит для вас «Уберись в своей комнате!»? Возможно, ребенок понимает это по-своему и уберется так, как он понимает, для этого нужно, чтобы родитель и ребенок все четко обсудили между собой. 2. Согласие с поставленной задачей. У ребенка должен быть выбор («Что ты будешь делать: возьмешь пылесос или вытрешь пыль?»). 3. Умение самостоятельно мотивировать свои действия: сделать так, чтобы подрастающий ребенок не только слушался старших (внешняя мотивировка). Важно помочь ему развить в себе способность к самодисциплине. Можно помочь ему в этом, поощряя похвалой, а по мере взросления научить видеть перспективу. Важно знать, что существуют условия, которые влияют на развитие чувства ответственности. Вот эти условия: Самоуважение. Все дети нуждаются в положительной самооценке. Разумные ограничения. Они дают ребенку чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности. Условия развития ребенка. Ребенок не научится быть ответственным как по мановению волшебной палочки. Это происходит постепенно, на протяжении многих лет. Предоставляйте ему возможность проявлять самостоятельность, развивать свои способности, но учитывайте его возраст и опыт. Очень важно сформировать социальные навыки, устраивайте семейные собрания, на которых вы стоите планы, влияющие на жизнь всей семьи. Позволяйте ребенку планировать меню своего дня рождения. Повесьте список дел и календарь на видном месте. Пусть подросток отвечает за планирование своего будущего. Например, откладывает деньги на приобретение чего-то важного для него. Объясните ребенку, что принимать решение – это тоже решение, это выбор делать или не делать выбор. Нужно разработать с ребенком модель принятия решения: Собрать информацию. Рассмотреть все варианты со всех сторон. Взвесить потенциальные последствия. Составить список всех за и против. Определиться с выбором и придерживаться его. Покажите ребенку, что вы уверены в том, что есть смысл жизни. Занимайтесь важным, развивайте таланты ребенка и свои. Когда ребенок рассказывает о своей мечте, слушайте его, разделяйте его волнение, спросите, чем вы можете помочь. Помогайте ребенку находить смысл в жизни в соответствии с вашими семейными ценностями. Выражайте уверенность в способностях своего ребенка. Помогите ребенку понять разницу между тем, что мы можем контролировать и тем, чего контролировать не можем. Например, мы можем контролировать свои слова и поступки, но не можем это контролировать у других. Убеждайте ребенка искать выходы из сложных ситуаций, спрашивая: «И что ты можешь с этим сделать?» Давайте ребенку делать выбор в ситуациях соответствующих его возрасту. И.А.Добрица, педагог-психолог