Вредные привычки у детей

Цицерон писал, что «привычка — это вторая натура».

Но вряд ли родителям приятно осознавать,

 что плохие привычки могут стать частью личности их детей.

С этим нужно что-то делать. 

 

Причины появления вредных привычек  у детей

 

Появление нежелательных привычек у детей сопряжено с недостатком внимания со стороны взрослых. Также причиной вредных привычек могут стать психические и физические проблемы, скука, нервные потрясения, недостаток воспитания, плохой пример. Негативное влияние компании сверстников — тоже частая причина появления плохих привычек. Особенно если у ребенка низкая самооценка на фоне высокой потребности в общении, поиске авторитетов.

Родителям стоит определить, что есть привычка, а что — плохое поведение или нежелательные поступки. Если вы единожды (или 2-3 раза) заметили за ребенком определенные действия, еще не факт, что они перерастут в привычку. О ней можно говорить, если эпизоды повторяются регулярно, учащаются. Например, если ребенок несколько раз погрыз ногти, рано говорить о вредной привычке. Возможно, вашего замечания с объяснением, почему это негигиенично, будет достаточно, чтобы он прекратил это делать. Но если после такого разговора обгрызание ногтевой пластины продолжается и носит систематический характер, привычка сформировалась. Также отметьте, в каких ситуациях она обостряется, а когда отступает — ребенок забывает о ней. Это поможет вам выявить провоцирующий фактор и устранить его.

Самые частые вредные привычки детей

  1. Грызут ногти, ручки, кусают или сосут палец.Все эти действия — признаки беспокойства. Проводя свой привычный ритуал, ребенок немного успокаивается, отвлекается.
  2. Ябедничают. Эти вредные привычки встречаются у детей младшего школьного возраста. Они пока не разбираются, плохо или хорошо поступает другой человек. Но интуитивно чувствуют, что в его поступке есть что-то необычное или неправильное. И сообщают об этом взрослым.
  3. Любят фастфуд и вредную еду.Привитие правильных пищевых привычек детям — одна из главных задач родителей. Поэтому не стоит сокрушаться, отмечая, что ребенок отказывается есть кашу, а просит жареную картошку. Это результат ошибок воспитания.
  4. Грубиянство, драки, агрессия.Такие действия могут быть свидетельством как психических, так и поведенческих нарушений, а также задержки развития ребенка. Если абсолютно здоровый ребенок дерется, возможно, он просто не умеет по-другому решать конфликты.

После определения причины и провоцирующих факторов

нужно предпринять следующие действия:

  • ознакомить ребенка с вредом, который приносит его плохая привычка. Поищите тематические видео, поговорите с врачом или психологом, учителем или другим компетентным человеком, который в курсе вопроса. Информация о вреде должна быть подана ненавязчиво, без давления;
  • сформировать осознанный подход к своему здоровью. Рассказать и продемонстрировать, что наслаждаться жизнью и иметь друзей можно и без всего этого;
  • найти авторитетов для ребенка не из числа близкого окружения — это может быть тренер в спортивной секции, старший друг. Нужно, чтобы он вызывал доверие и был достаточно убедителен в разговоре на тему детских вредных привычек;
  • обеспечить ребенку положительные эмоции, чтобы переключить его внимание на что-то хорошее, продуктивное. К примеру, записаться на какое-то интересное обучение, съездить в детский лагерь, заняться благотворительностью или податься в волонтеры;
  • не ругать, не унижать, не запугивать. Не лишать поддержки и понимания со своей стороны. Вы должны быть вместе, на одном берегу реки, а привычка — на другом;
  • демонстрировать понимание и принятие — забыть о фразах «если ты не перестанешь это делать, то…». Никаких манипуляций и пустых угроз;
  • поработать над самоконтролем. Убрать негативные модели поведения, которые ребенок мог перенять от своего окружения (в том числе и от родителей);
  • разобрать «на кирпичики» ситуацию, которая вызывает нервное напряжение у ребенка/подростка. Она в любом случае есть, потому что вредные привычки часто означают уход от чего-то неприятного, травмирующего;
  • пройти курс арт-терапии или песочной терапии. Эти методики подходят даже маленьким детям, но интересны всем возрастным категориям. Помогают взглянуть на проблему под другим углом, выразить свои тревоги;
  • на начальных этапах формирования вредной привычки имеет смысл наказать ребенка. Но щадящим образом: добавить домашних обязанностей, ограничить гаджеты/сладости. Мера эффективна только тогда, когда плохая привычка не является следствием стресса.

Тактика замещения: 7 советов

  1. Подать личный пример. Показать, что полезные привычки — это круто, весело, здорово.
  2. Не связывать желаемые действия с предстоящим дискомфортом. Например, не говорить ребенку, что отказаться от сигарет будет невероятно трудно.
  3. Создать положительные ассоциации с новой хорошей привычкой. К примеру, если вы решили приобщить сына к плаванию, покажите фото пловцов: какая у них красивая и мужественная фигура.
  4. Объяснить, что привитие полезных привычек для детей —обоснованное желание улучшить его жизнь, здоровье, интеллектуальные способности. Объяснение должно быть на понятном языке, с учетом возраста ребенка и его восприятия.
  5. Внедрять изменения постепенно. При этом ограничиться одной хорошей привычкой. Когда она сформируется, перейти к другой.
  6. Не прекращать прилагать усилия по внедрению хороших привычек для детей, если натолкнулись на пассивность или протест. Лучше отложить эту задачу на неделю-месяц, найти другой подход или мотивацию.
  7. Хвалить ребенка за приложенные усилия, не наказывать за слабый или нулевой результат. Возможно, нужно снизить требования. Успехов в Вашем нелегком труде!

Педагог-психолог Катаева И.Л.