Нравственное развитие ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным нормам и внутренней позицией самого ребенка. На протяжении раннего и дошкольного возраста ребенок через общение с окружающими его людьми (взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов) усваивает социальные нормы поведения. Усвоение норм, во-первых, предполагает, что ребенок постепенно начинает понимать и осмысливать их значение. Во-вторых, предполагает далее, что у ребенка в практике общения с другими людьми вырабатываются привычки поведения. В-третьих, предполагает, что ребенок проникается определенным эмоциональным отношением к этим нормам. От нашего жизненного опыта зачастую ускользает возможность наблюдения того, какие ценности человеческой культуры определяют позитивные достижения у ребенка, и каким образом у них появляются негативные образования. Негативные образования — асоциальные формы поведения и соответствующие черты личности. Развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Но реализации этой же потребности могут сопутствовать такие негативные образования, как, например, ложь — нарочитое искажение истины в корыстных целях — или зависть — чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого. Конечно, ложь может сопутствовать социальной потребности в признании, но не является обязательным компонентом самой этой потребности. Одной из причин возникновения негативных личностных образований является неудовлетворение потребности в признании у социально незрелого ребенка. Жизнь постоянно сталкивает ребенка с разными ситуациями, одни из которых он легко решает в соответствии со своими моральными нормами, другие же провоцируют его на нарушение правил и ложь. Психологически попав в такую ситуацию, ребенок может решить ее следующим образом: выполнить правило; удовлетворить свою потребность и тем самым нарушить правило, но не скрывать этого от взрослых; реализовав свою потребность и нарушив правило, скрыть реальное поведение, чтобы избежать порицания, (возникновение лжи). Изучение психологических особенностей детей дошкольного возраста позволило выявить три основных типа поведения детей: дисциплинированный, недисциплинированный правдивый, недисциплинированный неправдивый. Дисциплинированный тип поведения встречается во всех возрастных группах. При этом дошкольник по-разному выполняет инструкции взрослого. С возрастом наблюдается смена мотивации дисциплинированного типа поведения. Если малыши чаще всего следуют инструкции из-за боязни порицания или желания эмоциональной идентификации с взрослым, то старшие дошкольники ведут себя дисциплинированно в силу осознания, необходимости выполнения правил поведения. Недисциплинированный правдивый тип поведения выявлен во всех возрастных группах. Проявление этого типа в младшем и старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности. Младший дошкольный возраст характеризуется преобладанием искренне-импульсивного поведения, которое проявляется в том, что дети, нарушив инструкцию взрослого, легко признаются в своем нарушении. Недисциплинированный неправдивый тип поведения может возникнуть в любом дошкольном возрасте. Однако ярче всего он представлен в пять—шесть лет. Детская ложь как нарочитое искажение истины появляется тогда, когда ребенок начинает понимать необходимость подчиняться определенным правилам, провозглашаемыми взрослым. Такие ситуации становятся для ребенка ситуациями «двойной мотивации». Ложь возникает как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения. В реальной практике борьба с такими отрицательными явлениями, как ложь, часто сводится к тому, что взрослые пытаются снизить уровень притязания ребенка тем, что уличают его во лжи: «Ты лжец!» Грубо изобличенная ложь, возникающая как средство реализации неосуществленных притязаний на признание, не приведет к положительным результатам. В воспитании ребенка акцент должен делаться не на снижении притязания на признание, а придании правильного направления развитию этой потребности. Необходимо найти пути к снятию негативных образований, сопутствующих притязаниям ребенка. В содержание детских притязаний должно войти осознанное преодоление негативных компонентов. Притязание на признание среди сверстников. Возникнув в процессе общения с взрослым, потребность в признании в дальнейшем переносится и на отношения со сверстниками. Притязание на признание может проявляться и в стремлении «быть лучше, чем другие». Потребность в признании этого рода выражается в притязании» на определенный статус и роль в игре. Прежде чем судить о притязаниях детей на значимую для них роль, необходимо проанализировать, по крайней мере, две составляющие поведения ребенка: притязание его на значимую роль и умение осознать возможность реализации этого притязания. Детская агрессивность – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, страх, подавленность). С научной точки зрения, агрессивность – это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности (жестокость, насилие, принуждение). Большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуации защиты своих интересов и отстаивания превосходства, когда агрессивные действия используются, как средства достижения цели. Родителям, которые замечают за ребенком неоднократные негативные поступки стоит обратить внимание на разработанные рекомендации: Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. Демонстрировать модель правильного поведения. Наказания не должны унижать ребёнка. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. Развивать способность к сопереживанию. Расширять поведенческий репертуар ребёнка. Отрабатывать навык реагирования в различных ситуациях. Учить брать ответственность на себя. Родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Капризы, общий негативизм, который проявляется в упрямстве, ревности, эгоизме, возникают в результате недостатков волевого воспитания. Как правило, упрямство имеет избирательный характер – оно направлено главным образом к родителям. По отношению к другим упрямство проявляется реже. Ранние формы детского негативизма возникают, когда взрослые слишком опекают ребенка, когда дети не приучены сдерживать себя, подчиняться определенным требованиям и правилам поведения. Безоговорочное выполнение требований взрослых, строгое выполнение режимных моментов — хорошее средство воспитания воли и нравственности. И.А. Добрица, педагог-психолог