Просьба – это честное выражение своей позиции, своих желаний, сделанное в такой форме, что другой человек волен согласиться или не согласиться, поскольку ты просишь его высказать свою позицию и желания. Некоторые люди не могут решиться попросить об одолжении, а если и решаются, то просят об услуге так, как будто не надеются об удовлетворении своих желаний, потому что недостойны положительного ответа. Они не хотят чувствовать себя униженными отказом. При этом они уверены, что им откажут, и боятся этого. Когда ты просишь об одолжении, веди себя уверенно, но не высокомерно или агрессивно. Представь, что человек, к которому ты обращаешься, хочет тебе помочь, но не знает как. Прямо и вежливо сформулируй свою просьбу. Даже если тебе откажут, у тебя, по крайней мере, останется ощущение от того, что ты осуществил попытку. Для эффективного обращения с просьбой тебе необходимо: Перед обращением сформулируй просьбу про себя как можно четче. Обращайся только к тем, кто может тебе реально помочь. Устанавливая контакт, убедись, что партнер готов выслушать тебя. Изложи просьбу, подчеркивая реальность ее исполнения. Предоставь партнеру свободу действий: можно лишь советовать, но не указывать, что и как нужно делать, выполняя просьбу. Убедись, что просьба понята правильно. Поблагодари партнера. При необходимости, договорись о следующей встрече. Если тебе отказывают в выполнении просьбы: Постарайся определить причину отказа (используй технику активного слушания). С учетом причин отказа переформулируй просьбу, измени ее, предложи компромисс. Попроси совета, кто может еще тебе помочь. Уделяй внимание невербальному поведению: контакту глаз, дистанции общения, позе, интонации. Как обратиться с просьбой Любой человек может оказаться в такой ситуации, когда ему невозможно справиться одному и требуется помощь посторонних людей. Казалось бы, ничего сложного попросить человека о чем-либо, но нередко это оборачиваются неудачей. Научитесь правильно обращаться с просьбами, и тогда вы обязательно получите положительный ответ. Для начала определитесь, действительно ли то, о чем вы собираетесь просить, требует вмешательства третьих лиц. В случае, если вы просто ленитесь и хотите свалить свои проблемы на других, не ждите, что кто-то вам согласиться помочь. Из этого правила вытекает то, что вы сами должны совершить какие-то усилия для решения свой проблемы. Не удивляйтесь, если вас спросят о том, что вы уже вложили в это дело, и если вы ничего вразумительного ответить не сможете, то окружающие лишь дадут вам совет помочь себе самому. Важно обращаться с просьбой к тому, кто действительно может вам помочь. Если речь о деньгах, то не имеет смысла просить их у того, кто сам находится в безденежной ситуации. То же касается и тех, кто просто не имеет времени на помощь или находится в неудобной ситуации. Например, вы видите, что человек торопится куда-либо, поэтому не спрашивайте его о том, который сейчас час. Сформулируйте четко то, о чем вы собираетесь просить. Это должен быть краткий и понятный рассказ, максимально отражающий саму суть проблемы, а не подробные детали вашей жизни. Многие грешат именно этим, пускаясь пространные объяснения, которые уже потеряли связь с самой просьбой. Будьте вежливы и не злитесь, если вам откажут. Это очень неприятно – услышать вослед недовольное фырканье, ведь вам, по факту, никто ничего не должен, и помощь – дело добровольное. А с негативным настроем вы вряд сможете быстро найти того, кто выполнит вашу просьбу. Не стесняйтесь и не бойтесь обратиться с просьбой. Если вы в незнакомом городе и не знаете, как добраться до нужного места, вряд ли вы в скором времени самостоятельно найдете путь к нему. В этом случае, нужно не раздумывая обратиться к проходящему мимо человеку с просьбой. Всегда благодарите. Нередко люди, получив то, что хотели, убегают, даже не произнеся элементарное «спасибо». Но будьте уверены, им этот некрасивый жест вернется в следующий раз отказом, когда они будут снова кого-то о чем-то просить. Все в этом мире взаимосвязано, и только научившись благодарить, вы будете получать. С.А.Усатова, педагог-психолог