Синдром дефицита внимания с гиперактивностью по данным Всемирной организации здравоохранения относится к нейроонтогенетическим расстройствам. Это расстройство поведения и психического развития, начинающееся в детском возрасте. По официальной статистике соотношение мальчиков и девочек с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью примерно 3:1. Вероятно дело в том, что у девочек данный синдром протекает без гиперактивности. Это одно из самых распространенных расстройств. У ребенка оно является частой причиной нарушений поведения, трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте, проявлением импульсивности, агрессивности, проблем во взаимоотношениях с окружением. У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью формируется низкая самооценка. Причины возникновения расстройства не установлены, но среди них выделяют: Угрозы выкидыша. Хронические заболевания матери. Преждевременные роды, стимуляция родовой деятельности, кесарево сечение, отравление наркозом. Родовые осложнения. Инфекции матери во время беременности и действие лекарств, вредные привычки (алкоголь, употребление наркотиков, курение) в этот период. Любые заболевания ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся высокой температурой, и приемом сильнодействующих лекарственных препаратов. Ухудшение экологической ситуации. К основным проявлениям синдрома дефицита внимания с гиперактивностью относят: Неуместная или избыточная активность. Невнимательность. Дефицит и нарушение концентрации внимания. Неуспеваемость в школе. Импульсивность. Трудности в решении познавательных задач. Низкое чувство собственного достоинства. Агрессивность. С ребенком с синдромом дефицита внимания работают неврологи, психологи, педагоги, а также проводится работа с семьей. При лечении этого расстройства используются методы коррекции поведения, психотерапии, педагогической коррекции и медикаментозной терапии. Рекомендации родителям, воспитывающих ребенка с синдромом дефицита внимания: — В отношениях с ребенком подчеркивайте его успехи и поощряйте проявленное усилие, особенно в тех делах, которые требуют концентрации внимания, пусть даже у него не все получилось. Это укрепляет уверенность в себе и своих силах. — При общении с ребенком разговаривайте сдержанно, спокойно, мягко. — Реже говорите «нет», «нельзя», вместо этого старайтесь переключать внимание ребенка. — Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его выполнить до получения нового. — Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. — Не читайте долгих нотаций, ему трудно выслушать вас до конца. — Поддерживайте четкий распорядок дня. — Физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные игры, занятия, развивающие внимание. — Больше играйте и общайтесь с ребенком. — Поддерживайте контакт и работайте со специалистами. Подбирая игры (особенно подвижные) для ребенка с синдромом дефицита внимания, необходимо учитывать следующие особенности это: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. В игре ему трудно дожидаться своей очереди и считаться с интересами других. Поэтому включать ребенка в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребенка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания. Игры должны быть направлены на тренировку одной функции. Коррекция внимания: «Найди отличие», «Запрещенное движение», «Передай мяч», «Броуновское движение». Контроль двигательной активности: «Разговор с руками», «Море волнуется». Контроль импульсивности «Говори!», «Съедобное-несъедобное», «Сиамские близнецы». Родителям важно понимать все особенности ребенка с синдромом дефицита внимания и принимать его таким, какой он есть. Если он начнет доверять им, а родители будут спокойно переносить все его поступки, выходки, то со временем степень проявления симптомов расстройства снизятся до минимума. Главное — терпение и упорство! С.А. Усатова, педагог-психолог