Рекомендации для родителей по профилактике кризисных ситуаций у детей

Кризис — это состояние, в котором человек воспринимает происходящее или ситуацию как непреодолимую тяжесть. Это ситуация, в которой превышаются возможные силы человека приспосабливаться к ситуации, и в которой нет возможности разрешить проблему обычными способами.  Кризисные ситуации – это природные катастрофы, несчастные случаи или преступные действия, в результате которых необходима дополнительная помощь полиции, скорой помощи и др.

Многих родителей беспокоит  то, как дети  реагируют на кризис или несчастный случай, и при этом они не знают, как  помочь. В кризисной ситуации чаще всего меняется поведение ребенка, это может выражаться в возращении к поведению, которое было характерно ребенку на более ранних возрастных этапах (регрессия). Очень важно отметить (знать), что в большинстве случаев это нормальная реакция на ненормальную ситуацию. Дети «перерабатывают» травму медленнее, чем взрослые, реакция на травму зависит от возраста ребенка и его особенностей развития.

В актуальной кризисной ситуации помощь должна быть направлена на уменьшение внутреннего напряжения ребенка, успешно приспособиться и дать поддержку в решении насущной проблемы. Во время кризиса у детей появляются особые потребности. Позволяйте детям быть более зависимыми от вас, им необходимо обновление чувства собственной защищенности; проводите больше времени вместе, позволяйте им прочувствовать вашу заботу, физическую поддержку. Постарайтесь, по возможности быстрее, возобновить обычный ежедневный жизненный ритм. Свои чувства дети выражают разными способами. Примите эти особенности и знайте как на это адекватно ответить.

Способность выразить свои чувства – это сила,  а не показатель слабости. Дайте своему ребенку любовь и уменьшите страхи, признавая все чувства ребенка (страх, боль). Главное, чтобы ребенок понял, что «вместе мы можем пережить все». Говорите с ребенком о том, что произошло. Выслушайте его эмоции, давая конкретные пояснения и короткие, правдивые ответы на специфические вопросы, даже о смерти. Используйте понятные для ребенка слова и понятия. Создавайте ребенку возможность общения и время препровождения со сверстниками. Ограничивайте и контролируйте те моменты, когда ребенок (особенно маленький) может проводить, смотря волнительные телевизионные передачи. Важно знать, что ваше поведение и реакции очень сильно влияют на вашего ребенка. В большинстве случаев,  ребенок возвращается к своему обычному поведению через несколько недель после кризисной ситуации. Если во время произошедшего или после этого вы наблюдали необычное поведение или реакции ребенка, ищите помощь у специалистов.

ВАЖНО: если мы больше знаем о несчастных случаях и видах как себя защитить, то лучше можем действовать и верить своим силам и возможностям других, для того, чтобы справиться с ситуацией. Если сами внутренне подготовимся, ситуация покажется известной. Более того, если проблема появиться мы вспомним, что уже думали о возможных решениях, и таким образом, не будем подвержены дополнительному стрессу:

  • Каждой семье можно выработать свой план возможных кризисных ситуаций, беря во внимание конкретные жизненные обстоятельства.
  • Подумайте, какие возможные неурядицы и кризисные ситуации могут угрожать семье.
  • Проговорите с членами семьи эти ситуации, и как каждый может в них себя вести.
  • Придумайте последовательность  действий в возможных кризисных ситуациях и научите действовать других членов семьи.
  • Дайте каждому члену семьи возможное задание – это поможет не растеряться в ситуации и искать выход.
  • Важно, чтобы члены семьи знали, где могут находиться защитные приспособления необходимые в кризисной ситуации. Решите, кто будет ответственным за порядок хранения и содержания необходимого предмета.
  • Подготовьте список телефонных номеров организаций, в которые можно обратиться  в непредвиденных ситуациях. Дети должны знать, куда звонить в конкретных кризисных ситуациях (скорая помощь, полиция).

Список использованных источников:

  1. https://sarpan.ru/articles/22-bezopasnost/2192-pamyatka_dlya_roditelei_po_profilaktike_krizisnyh_sostoyanii_u_detei_i_podrostkov,
  2. http://lycey23.ru/index.php/sovety-psikhologa/1983-pervaya-pomoshch-rebenku-v-krizisnoj-situatsii-rekomendatsii-roditelyam,
  3. http://pms-centr.spb.ru/psihologicheskoe-soprovojdenie/materialy-dlya-roditelej-psiholog .

педагог – психолог  службы сопровождения

замещающих семей в Омутнинском районе,

Тверскова Ольга Викторовна