Немалая часть взрослых связывает оценки в школе с успехом их ребенка во взрослой жизни, не вполне понимая, что между первым и вторым не всегда есть связь. Оценка — дело субъективное. Она складывается из многих факторов, в том числе из личного отношения учителя к ребенку, прилежности школьника и так далее. В начальной школе у детей складывается отношение к оценкам, которое может влиять на достижения ребёнка, на его успехи, и кроме этого, на формирование у него предпосылок к школьному неврозу. Дети отождествляют отметку за учебное задание и оценку себя как человека. Ребенок думает: «Я плохой, потому что у меня двойка за контрольную». Если он часто получает низкие оценки, у него может сформироваться низкая самооценка, которая помешает в учебе. Когда ребенок боится получить плохую отметку или негативно относится к оценкам, у него снижается учебная мотивация. Второклассникам тяжелее воспринимать двойки и тройки, чем остальным учащимся, потому что им раньше не ставили отметок. Во втором классе детям приходится снова перестраиваться, привыкать к новым условиям, когда домашние задания и ответы на уроке педагог отмечает оценкой в дневнике. Негативные переживания из-за оценок снижают интерес к учебе, ухудшают отношение к школе, увеличивают количество низких оценок. Искаженное отношение к оценке у ребенка формируют взрослые. Первый вопрос, который задают родители при встрече учащегося из школы: «Что ты получил сегодня?» Школьник фиксирует внимание на внешней стороне учебной деятельности, ценит отметки, а не знания. Ребенок привыкает стараться только, чтобы получить четверку или пятерку. Учебную мотивацию в виде оценки все сложней поддерживать по мере взросления ученика и усложнения школьной программы. Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи: Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей. Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним. Делитесь с ребенком своим школьным опытом. Расскажите о том, что тоже получали двойку или тройку. Важно не только рассказать о самом факте, но и сделать акцент на том, как удалось исправить ситуацию, что вы сделали для этого, как удавалось избегать таких ситуаций в дальнейшем. Говорите сыну или дочери о положительных моментах из вашей школьной жизни. Поддерживайте интерес школьника к учебе, помогайте вовремя справиться с трудными и непонятными моментами. А.А.Васильчишина, социальный педагог